aizh 2011-01 01

Оформить покупку

   
aizh 2011-01 04

Воскрешение легенды. История советского «Руссо-Балта»
Дмитрий Дашко
Иллюстрации из архивов Дениса Орлова и автора.

Период с 1918 года по 1924 в отечественном автомобилестроении можно смело называть «смутой». Да-да, это был не кризис, а именно смутное время. Автомобильные заводы, доставшиеся по наследству от Царской эпохи, выполняли роль авторемонтных предприятий, вместо того, чтобы выпускать автомобили.

   
aizh 2011-01 10

С низкого старта
Сергей Канунников
Иллюстрации из архива автора.

Ушедший навсегда советский автопром порождает все больше интереса, а соответственно – легенд и споров. Но самое удивительное, что одна из любимых тем нынче: приоритеты – кто что сделал раньше и у кого что «слизал». Тема, конечно, увлекательная, столь же сколь и забавная. В централизованной экономике с заводами, из которых самые крупные и имеющие возможность делать нечто действительно серьезное, новое, подчиненными одному министерству, с центральным отраслевым институтом НАМИ, сотрудничавшими со всеми - вопрос конкуренции, по крайней мере в прямом понимании этого термина, не стоял. Инженеры разных предприятий, в определенном смысле, конечно, соревновались друг с другом, но одновременно и делились «секретами» на министерских совещаниях и выставках, да и испытывали машины на дмитровском полигоне - бок о бок. И все-таки, есть в советской автомобильной истории модели – вехи, которые, вероятно, всегда будут вызывать споры о приоритетах. Одна из них - почти неизвестный до недавнего времени ИЖ-13 «Старт».

   
aizh 2011-01 14

Заволжская «Сахара»
Юрий Овчинников
Для публикации использованы материалы, предоставленные В. И. Трусовым и Ю. П. Зуевым, а также иллюстрации из архива автора.

Этот автомобиль с необычным профилем, напоминающим французский Matra Rancho, знатокам отечественного автопрома известен под именем «Сахара». Так его назвали однажды в публикации газеты «Авто-Ревю». Затем это имя стало повторяться в интернете. Подлинную версию появления этого имени выяснить не удалось. Возможно, это простая словесная ассоциация с цветом «сафари», в который были окрашены первые изготовленные автомобили.

   
aizh 2011-01 24

ЗИС с прононсом
Александр Кириндас

   
aizh 2011-01 32

Первые советские 6х6
Михаил Соколов
Иллюстрации из архивов НАМИ и Е. И. Прочко.

В мировом автомобилестроении уже к середине 1930-х годов сформировалась тенденция к созданию автомобилей действительно высокой проходимости путем привода на все мосты (два или три), в том числе и передний, управляемый. Эта схема давала гораздо больше перспектив, чем весьма распространенные тогда версии базовых моделей с колесной формулой 6х4, считавшиеся более «вездеходными».

   
aizh 2011-01 40

Советские послевоенные мастерские. Часть 1
Николай Марков
Иллюстрации из архива автора.

Развитие спецтехники в послевоенные годы до сих пор остается очень слабо освещенной темой в отечественной автомобильной истории. И если по коммунальным, пожарным или строительным машинам в последнее время в специализированных изданиях стала появляться хоть какая-то информация, то, к примеру, о передвижных ремонтных мастерских тех лет до сих пор крайне затруднительно найти какие-либо развернутые сведения. Между тем эти фургоны являлись неотъемлемой частью пейзажа любого советского города и широко применялись в самых разных отраслях народного хозяйства. Данный обзорный материал познакомит читателя с основными типами ремонтных «летучек», встречавшихся в СССР в первое послевоенное десятилетие.

   
aizh 2011-01 50

Первый пожарный
Александр Говоруха
Иллюстрации из архива автора.

История становления производства пожарных автомобилей в СССР берет свое начало еще в 1920-х годах. Сегодня про первые заводы, которые занимались в те далекие годы изготовлением пожарных автомобилей, мало кто помнит. Об их существовании можно узнать разве что из старых книг и периодики. Тем не менее, основоположником в изготовлении пожарной техники в молодой советской стране по праву следует считать Миусский завод.

   
aizh 2011-01 58

Троллейбусы с волжских берегов
Константин Климов
Иллюстрации Павла Торгалова, Виктора Коваля, Дениса Рогова и автора.

Возникшие проблемы с обновлением парка подвижного состава троллейбусов в 1990-е годы из-за нестабильного финансирования вынуждали многие крупные эксплуатирующие предприятия искать выход из сложившейся ситуации. Для поддержания в исправном состоянии линейного подвижного состава в крупных городах занялись перепрофилированием парков и служебных предприятий в мини-заводы по ремонту и модернизации троллейбусных машин.

   
aizh 2011-01 64

Почему вымерли «шестиногие»?
Сергей Ионес
Иллюстрации из архивов Владимира Киреева, Евгения Прочко и Николая Добровольского.

История о том, как знаменитый конструктор Виталий Грачев во второй половине 1930-х сумел убедить руководство автомобильной промышленности прекратить работы над «трехосными легковыми» автомобилями и заняться полноприводными, уже успела стать хрестоматийной. Как и обстоятельство, что в условиях массовых репрессий Грачев рисковал жизнью. Но если рассмотреть те события даже не под микроскопом, а с простой канцелярской лупой, выяснится немало любопытных подробностей.

   
aizh 2011-01 72

Дизельный пробег 1934 года
Дмитрий Дашко
Иллюстрации из архива автора.

27 июля 1934 года на 11-м километре Подольского шоссе под Москвой состоялся старт автомобильного пробега Москва - Тифлис - Москва. Единственный раз в нашей истории сразу 75 автомобилей участвовали в пробеге, из них 40 автомобилей-конкурсантов были оснащены разнообразными дизелями производителей со всего мира, остальные автомобили выполняли обслуживающую роль. Организатором столь масштабного мероприятия выступило Центральное управление шоссейных дорог и местного транспорта при СНК СССР. Сорок автомобилей марок ГАЗ, ЗИС и ЯГ были оснащены дизелями различных зарубежных фирм, а также первым советским мощным дизелем - «Коджу».

   
aizh 2011-01 78

Вспоминая мирового парня
Сергей Ионес
Иллюстрации из архива автора.

В Советском Союзе 1970-х снято несколько ярких запоминающихся художественных фильмов, где героями были автогонщики, а основой сюжета становились спортивные состязания автомобилей. Названия говорили сами за себя: «Гонщики», «Гонки без финиша», «Ралли», «Скорость». Тогда же появилась кинокартина о международных соревнованиях большегрузов. Ее название не кричало ни о гонках, ни о машинах, зато отражало более важное - характер главного героя. Многие читатели помнят фильм «Мировой парень», снятый в 1971 году на киностудии «Беларусьфильм» режиссером Юрием Дубровиным. Как же он смотрится, спустя ровно 40 лет, глазами зрителя-автомобилиста?

   
aizh 2011-01 84

Это было недавно? Это было давно!
Сергей Ионес
Иллюстрации автора.

В Советском Союзе масштабные модели автомобилей существовали, великолепные для своего времени, и выпускалось их очень много. Далее последует не строгий исторический анализ, с какого месяца какого года и в каком цехе какого предприятия была освоена та или иная маленькая машинка. Попробую просто вспомнить любимые игрушки дошкольного детства, школьной и даже студенческой поры. Я никогда не считал себя фанатичным коллекционером. Просто приобретал в свое удовольствие все новые и новые машинки в течение многих лет. И практически все они дожили до наших дней.

   
aizh 2011-01 97

Архив. МоАЗ-74111
Николай Марков
Иллюстрации из архива автора.

К 1977 году Могилевским автомобильным заводом им.Кирова совместно с НАМИ было разработано семейство трехосных внедорожных грузовых автомобилей двойного назначения МоАЗ-7411. По сути, это семейство явилось дальнейшим развитием тяжелых грузовиков НАМИ-076 «Ермак» образца 1963 года, конструкция которых была дополнена более современными агрегатами и адаптирована под серийный выпуск, исходя из производственных возможностей конкретного завода.

   
aizh 2011-01 prilozhenie

Приложение. Техническая контора Карл Шпанъ
Станислав Кирилец
Иллюстрации из архива автора.

В 1894 году в Российской Империи на базе «Технической конторы Карл Шпан» открылась первое агентство по торговле механическими транспортными средствами с официальным представительством в Петербурге (Фонтанка, д. 52) и филиалом в Москве (Кисельный пер. дом Дольника). Контора взяла не себя представительство и продажу немецких автомобилей «Бенц» и мотоциклов «Гильдебранд и Вольфмюллер» (Hildebrand & Wolfmuller). В том же году фирма «Бенц», ставшая к тому времени крупнейшим производителем самоходных экипажей, экспортировала при посредничестве своего представителя первый автомобиль в Россию. Машину отправили в Москву.

 

 

 Оформить покупку

 

 

Поделиться c друзьями: